• Поблагодарить
  • Предложить улучшение качества
  • Оставить заявку ипотечному консультанту
  • Оставить заявку риэлтору
Государственная регистрация сделки с недвижимостью
27.06.2017

Действующее гражданское законодательство определяет недвижимость как участки земли, их недра и любые объекты, надежно связанные с поверхностью земли, перемещение которых причинит несоразмерный вред их прямому назначению. К таким объектам относятся здания, различные сооружения, помещения жилые и нежилые, предприятия. Ст. 131 ГК прямо указывает на обязательность регистрации появившегося права собственности на недвижимые предметы в едином реестре (ЕГРП). Осуществляется регистрация уполномоченными на то государственными органами. В конце сделки с недвижимостью владельцу выдается документ, подтверждающий его права на собственность. Основными регуляторами взаимоотношений в этой области являются Гражданский кодекс и закон РФ 122 – ФЗ в редакции 2012 года.

Одним из способов возникновения у лиц права собственности на недвижимость, например квартиру, является договор о купле-продаже. Но покупатель не сможет считать себя правомочным хозяином имущества (в частности распоряжаться им), пока сделка с недвижимостью не прошла процедуру государственной регистрации, являющейся актом признания и единственным доказательством приобретенного права.

Предварительный договор

Широкое распространение к настоящему времени получили предварительные договоры, связывающие стороны определенными обязательствами по подписанию в перспективе основного договора передачи недвижимости. К подобным промежуточным соглашениям прибегают, когда заключить основное нет возможности по ряду причин. Например, покупателю нужно время на сбор денег или продавец не успел оформить нужные документы и т.д. Кроме того, предварительный договор нередко связывают с внесением покупателем задатка, который в последующем будет либо засчитан как часть оплаты имущества, либо возвращен в кратном размере при неосновательном отказе. Несмотря на то, что в дело вступают денежные отношения, смены собственника недвижимости не происходит, а потому в государственной регистрации такой договор не нуждается.

Список необходимой документации

Для окончательной сделки с недвижимостью (государственной регистрации, на примере жилого помещения) необходимо собрать следующие обязательные документы:

  1. Соответствующие заявления от участников сделки.
  2. Паспорта для удостоверения личности.
  3. Подлинник и копия платежного документа, удостоверяющего уплату пошлины (оригинал впоследствии возвращается с пометкой "погашено").
  4. Документы о наличии у продавца права на отчуждаемую недвижимость (договор приватизации, купли-продажи, мены, дарения, свидетельства о вступлении в наследство).
  5. Договор купли-продажи в трех или более экземплярах (количество экземпляров зависит от количества участников сделки. Один экземпляр остается в регистрационном органе).
  6. Доверенность на совершение сделки, заверенная нотариально (если стороны или одна из сторон действуют через представителя).
  7. Согласие супруга, оформленное у нотариуса (возможно, потребуются свидетельства, удостоверяющие развод или смерть супруга).
  8. Документ из органов опеки, разрешающий отчуждение жилья (если собственник – несовершеннолетний, недееспособный).
  9. Согласие законных представителей (если одна из сторон – несовершеннолетний 14 – 18 лет).
  10. Если продается комната, то потребуется отказ соседей от своего права преимущественной покупки либо отказ муниципалитета, если комнаты не принадлежат соседям.
  11. Документация, подтверждающая существование организации (юридического лица), участвующей в сделке (учредительные документы, выписка из реестра. Необходимы в том случае, когда в сделке участвует юридическое лицо).
  12. Документы, подтверждающие полномочность лица, осуществляющего действия от имени организации. (Необходимо в том случае, когда один из участников юридическое лицо).

Не лишне напомнить, что количество документов в каждом случае может быть разным. Это зависит от конкретных условий и обстоятельств, с учетом которых совершалась сделка. Сбор юридических документов, в зависимости от ситуации, может занять длительное время, особенно, если этим вопросом продавец занимается самостоятельно. Во-первых, при сборе документов можно что-то не учесть и во время оформления сделки это может оттянуть процесс купли-продажи недвижимости. Во-вторых, существует некоторая последовательность по сбору документов (в какой момент идти в ту или иную инстанцию), которая поможет сократить срок «перемещения» продавца по кабинетам. В вопросе сбора документов при оформлении сделки с недвижимостью отлично поможет штатный юрист агентства недвижимости. Собственно говоря, данная процедура (подготовка пакета документов для оформления сделки с недвижимостью) должна проходить до момента подачи объявления о продаже. Т.е., при обращении в агентство недвижимости покупатель предоставляет пакет документов по списку юристу, далее все документы проверяются, и юрист выдает резолюцию – «недвижимость готова к сделке». В случае, если в ходе сбора документов юрист выявляет недостающие документы или неправильно оформленные, он все самостоятельно подготовит или «направит» продавца в нужные инстанции. Такой порядок проверки гарантирует безопасность сделки. И только после этого объект выставляется на продажу. Конечно, процесс можно нарушить, но по нашему опыту, лучше «не бежать впереди паровоза» и делать все правильно.

Статьи и новости по теме:

1. Продажа квартир. Факторы, влияющие на скорость сделки.

2. Продать недвижимость. Как не спугнуть потенциального покупателя

3. Продать дом быстро и выгодно. Что делать?

Рассказать о новости в социальных сетях